Особая роль в этом вопросе отведена школам. Перед образованием поставлена четкая задача — формировать у школьников любовь к своему государству, ценности традиционного семейного уклада, созидательного труда и уважение к достижениям своих предков и их вкладу в отечественную и мировую историю. Ведь патриотизм не заложен в генах человека — это приобретаемое, социальное качество.
Именно такие задачи были озвучены Президентом РФ при утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Более того, этот вопрос относится к одной из задач национальной безопасности России в вопросах образования и воспитания — именно ответственные за свою страну, патриотичные граждане составляют основу успешного общества. В связи с этим патриотический посыл фигурирует во многих программных документах — стратегиях, нормативных документах, а в образовании — в воспитательных программах и положениях ФГОС.
Усиленное внимание к гражданско-патриотическому воспитанию отражает не только сложные процессы, происходящие во внутренней и внешней политике России, но и в самом обществе в целом и в детско-подростковой среде в частности.
Назовем несколько главных причин, почему эта тема приобретает сейчас большую актуальность:
- С началом специальной военной операции стали очевидны пробелы в воспитании детей и школьников, которые не получают достаточного представления о своем долге Родине и необходимости защиты интересов своей страны.
- Многократный рост рисков вовлечения детей в разнообразные сообщества, которые пропагандируют употребление опасных веществ, кибернасилие, школьные расстрелы и создание шокирующего контента в социальных сетях. В связи с этим у подрастающего поколения стирается чувство нормального и ненормального, формируется негативное отношение к обществу и своему окружению.
- С появлением новых источников информации (социальные сети, мессенджеры, стриминговые сервисы) и в силу слабо развитого критического мышления у многих семей возникла проблема формирования у своих детей традиционных ценностных ориентаций.
Мониторинг ценностных установок современной молодежи показал, что для 86% школьников главным источником информации выступают социальные сети, которые наполнены разного рода фейковой информацией. Одним из выводов этого исследования стало также то, что у большинства детей интересы носят в основном развлекательный характер.
Компоненты патриотического воспитания в школе
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня названо одним из главных направлений системы школьного образования. Это важная, но непростая задача — воспитать в ребенке любовь к своей стране и гордость за нее, особенно в условиях информационного и психологического давления, которое присутствует в нашем обществе.
В правовом поле нужные ориентиры заданы новыми поправками в Конституцию РФ, национальными целями развития страны до 2030 года, утвержденными приказом Президента.
Соответствующие поправки внесены и в закон «Об образовании». В него внесено новое, развёрнутое определение воспитания, где помимо других задач образовательной системы названы такие, как формирование у детей чувства гражданственности и патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и их подвигам.
Законодатели понимали, что патриотический компонент многих программ обучения устарел, в связи с чем не подойдут современным школьникам.
Поэтому с сентября 2022 года в силу вступила новая Примерная программа воспитания и ФГОС, в которых до 40% материала посвящены патриотическому и нравственному развитию детей.
Эта работа пронизывает весь образовательный и воспитательный процесс в школах. При этом ученые выделяют конкретные направления или компоненты, из которых состоит гражданско-патриотическое воспитание:
- Культурно-исторический компонент. Включает в себя изучение основных событий и переломных моментов в истории России. Особое внимание следует уделить тем событиям, где народ проявлял свой героизм, стойкость и самоотверженность. Это помогает детям не только лучше узнать историю своей страны, но и понять, что такой патриотизм, почувствовать гордость за своих предков, воспитать любовь и благодарность к их поступкам.
- Военно-исторический компонент. Он перекликается с историей страны, но основной акцент педагог должен сделать на героическом прошлом российского народа, его борьбе с многочисленными врагами. Еще одна цель — изучение развития воинских традиций и укрепление новых.
- Духовно-нравственный компонент — включает воспитание в детях таких качеств, как гражданственность, социальная активность и понимание истинных ценностей гражданственности и патриотизма.
- Правовой компонент — предполагает изучение базовых законов и разъяснение детям важности их соблюдения как одного из факторов развития зрелого, гражданского общества. У детей в итоге должна появиться осознанность в значении своих поступком, уважение к нормам коллективном жизни и законам РФ.
- Военно-технический компонент. Гражданско-патриотическое воспитание в современных реалиях предполагает наличие у молодежи понимания, почему важно защищать свою Родину и какую роль каждый человек играет в этой важной задаче. У молодых парней благодаря воспитанию в этом направлении появляются навыки, качества и привычки, необходимые для прохождения военной службы.
- Психологический компонент. Это направление включает в себе постепенное формирование позитивного отношение к воинской службе, снятие психологической напряженности по этому вопросу, воспитание внутренней готовности отстаивать ценности своей страны в области патриотизма.
- Профессионально-деятельностный. Школьники должны иметь ответственное и добросовестное отношение к труду, связанному со служением своей стране, а также другие важные навыки для этого:
- стремиться к достижению высоких результатов в этой деятельности;
- способность строить и воплощать в жизнь прогнозы своего роста по службе;
- достигать всех поставленных перед ними целей.
Какие средства использовать для гражданско-патриотического воспитания
Учебники остаются главным средством обучения, но появились и новые инструменты, помогающие педагогам в патриотическом воспитании школьников.
Многие школы практикуют исполнение государственного гимна в начале дня и поднятие флага страны. Это помогает приобщить молодежь к традиционным духовно-нравственным ценностям и исторической памяти страны.
Появляется все больше учебных пособий, которые педагоги могут использовать на уроках и во внеурочной деятельности, например, на занятиях по гражданско-патриотическим темам.
Особое внимание уделяется урокам истории, учитывая, что в разных источниках информации намеренно искажается история Великой Отечественной войны. Школьники должны понимать, в чем значимость разных государственных праздников и разбираться в происходящих в мире событиях. Это не только развивает у них критическое мышление, но и формирует нужный исторический контекст, интерес к своей стране, народу и малой родине.
Патриотичный гражданин знает, что День победы — это не просто праздник, а подвиг целого поколения нашего многонационального народа.
Школы должны тщательно подходить к выбору учебного материала, потому что учебники по обществознанию и истории — это стержень, вокруг которого строится гражданско-патриотическое воспитание.
Современные дети привыкли к живым и эмоциональным источникам информации, поэтому большое распространение получила такая воспитательная практика, как киноурок. Детское кино транслирует важные ценности, в том числе патриотизма и гражданственности.
Задача таких уроков — подать детям материал так, чтобы раскрыть образ героя, обсудить сюжет фильма и мотивы героев, и тем самым вызвать живой эмоциональный интерес детей. Такой формат работы живо воспринимается детьми, поэтому впишется во все формы внеурочной деятельности.
В новом ФГОС особый акцент сделан на внеурочной деятельности. Учитывая то, что это направление подразумевает разные направления и виды работы, у педагогов есть возможность использовать для гражданско-патриотического воспитания весь арсенал новых образовательных технологий.
Среди таких форм выделяются флешмобы, квесты, акции, квизы. Для развития чувств патриотизма подойдут игровые технологии, которые вызывают у детей эмоциональный отклик и добавляют соревновательный момент в те или иные виды деятельности.
Еще одним интересным видом работы являются различные социальные проекты. Они формируют в среде школьников целые сообщества, что снижает риски агрессивного поведения и развивает у учеников чувство принадлежности к обществу, позволяет им делать свой склад в развитие своей страны и малой родины.
В новом ФГОС подчеркнули, что программы развития у детей чувства патриотизма должны включать системы поощрения социальных успехов детей и проявления у них социальной активности. Внеурочная деятельность помогает формировать портфолио достижений детей, что обладает большим воспитательным эффектом.
Успешное гражданско-патриотическое воспитание в школе невозможно без активного участия семьи. Поэтому многие форматы работы, о которых сказано выше могут и должны включать и активность родителей. Это могут быть проекты, флешмобы и акции патриотической направленности. Также объединить школу, родителей и детей в этом вопросе помогут социальные партнеры и коммерческие организации, которые активно поддерживают подобные инициативы.