Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012, ст. 28 «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 26 «Управление образовательной организацией» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В основу положена пятиуровневая структура управления.
Первый уровень структуры - уровень стратегического управления:
- Директор школы
- Управляющий совет
- Общее собрание работников образовательного учреждения
Директор школы обеспечивает соблюдение целей, в интересах которых создано Учреждение, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
Управляющий совет определяет основные направления развития общеобразовательного учреждения, содействует созданию в ОУ оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, контролирует соблюдение надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, включая обеспечение безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, осуществляет контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса, принимает участие в разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Общее собрание работников школы утверждает правила внутреннего трудового распорядка учреждения, принимает решение о необходимости заключения коллективного договора.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления:
- Педагогический совет
-Совет школы (ученическое самоуправление).
Педагогический совет – коллективный орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития школы, рассматривает проблемы, подготовленные методическим советом, административным советом, администрацией школы, несет коллективную ответственность за принятые решения.
Совет школы – орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся, избирается из учащихся старших классов. Курирует работу Совета школы заместитель директора по воспитательной работе.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора:
- Административный совет
- Методический совет
В административный совет входят директор школы и заместители директора по УВР и ВР. Он координирует деятельность администрации, подводя итоги и внося необходимые коррективы в процесс реализации программы развития школы. Собирается еженедельно и подчиняется директору.
Заместитель директора по УВР осуществляет управление функционированием школы: контролируют выполнение государственных стандартов образования, отслеживает уровень сформированности общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования, уровень обученности и обучаемости учащихся. Руководит работой методических объединений, педагогических консилиумов, несет ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в школе.
Заместитель директора по ВР организуют внеурочную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления, контролирует состояние воспитательной работы в школе, отслеживает уровень воспитанности учащихся, работают с допризывной молодежью.
Завхоз школы анализирует своевременность, правильность и эффективность расходования материальных средств, выделенных на хозяйственные нужды, состояние материально-технической базы ОУ. Организует работу по благоустройству, озеленению и уборке территории, мероприятия по оснащению учебных кабинетов и других помещений современным оборудованием, наглядными пособиями, работу по соблюдению в образовательном процессе норм противопожарной безопасности.
Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители межпредметных методических объединений. Возглавляет методический совет заместитель директора по УВР. Методический совет руководит работой творческих групп учителей, методическими объединениями. МС подотчетен педагогическому совету, несет ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию.
Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления):
- Методическое обеспечение
- межпредметные методические объединения
- временные творческие группы
- методическое объединение классных руководителей
- Система сопровождения образовательного процесса:
- Социальный педагог
- Педагог-психолог
- классные родительские комитеты
- Старший вожатый
- Совет Профилактики
- Школьная служба примирения
- Учителя-предметники, преподаватель-организатор ОБЖ
Методическое обеспечение
Межпредметная группа - основа методической службы школы, объединяют учителей разных образовательных областей. Руководители МПГ выбираются из состава членов МПГ и утверждаются директором школы. МПГ ведут методическую работу, организуют внеклассную деятельность учащихся, проводят анализ результатов образовательного процесса. МПГ имеют право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, согласуют свою деятельность с методическим советом школы и в своей работе подотчетны ему.
Временная творческая группа - это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.
Методические объединения классных руководителей обеспечивают формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности учащихся, апробирование современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы, координацию планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
Учителя-предметники, преподаватель-организатор ОБЖ осуществляют обучение и воспитание обучающихся, способствует их социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, обеспечивают уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, повышают свою профессиональную квалификацию, осуществляют связь с родителями (законными представителями), обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Система сопровождения образовательного процесса
Педагог-психолог оказывает помощь педагогам в решении проблем дифференциации образовательного процесса школы. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе на другой уровень образования, выполняет профориентационную и консультационную работу, способствующую осознанному выбору учащимися профиля обучения с учетом их интересов, способностей и возможностей. Обеспечивает профилактическую психокоррекционную и консультативную работу с учащимися и их родителями.
Социальный педагог - забота школы об учащихся, нуждающихся в помощи, содействии в связи с состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Совместно с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.
Классные родительские комитеты создаются в целях содействия классному руководителю и педагогическому коллективу в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности обучающегося, помогают в организации и проведении классных воспитательных мероприятий, организации работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребёнка в семье.
Старший вожатый содействуют развитию личности ребенка, его талантов и способностей, формированию общей культуры учащихся, организуют работу детских клубов и других школьных объединений по интересам, организуют и проводят все общешкольные внеклассные мероприятия (вечера, дискотеки, праздники, походы, экскурсии и т.д.), сотрудничают с учреждениями культуры и спорта, родителями, общественностью.
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся занимается регулярной работой по выполнению Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и других нормативных правовых актов в части предупреждения негативных проявлений в детской и подростковой среде; 2.5. Принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;
Пятый уровень организационной структуры - уровень обучающихся и их родителей (законных представителей). По содержанию - это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления. Иерархические связи на пятом уровне предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления.